ВОПРОСЫ / ОТВЕТЫ (Курс для местного сообщества)

114 thoughts on “ВОПРОСЫ / ОТВЕТЫ (Курс для местного сообщества)

  1. Вопрос: Кто созывает первую сессию вновь избранного местного кенеша?
    Ответ: Созывает первую сессию вновь избранного местного кенеша, Торага предыдущего местного кенеша, а открывает сессию старейший по возрасту вновь избранный депутат местного кенеша.

  2. Вопрос: может член местного сообщества избираться депутатом местного кенеша несколько созывов подряд?
    Ответ: да может законом, ограничения не предусмотрены.

  3. Саламатсызбы! Мен бала бакчада улуу тарбиячы болуп иштейм. Анан бизге балдарга көрсөтмө куралдарды чыгарып бергенге компьютер, түстүү принтер бүт комплект менен керек болуп жатат. Кантип долбоорго катышсак болот.

    1. Саламатсызбы, кайрылуунузга рахмат. Кайсы айылдык аймактан кайрылып жатасыз? 0707137722 ватсап номерине жазып койсонуз. Жоопту ошол жакка жиберейин.

  4. Вопрос:
    где можно получить информацию о бюджете (доходах и расходах) АО?

    ответ: информацию о доходах и расходах АО можно получить на сайте правительства: https://budget.okmot.kg

  5. Вопрос: Какие могут быть основания для досрочного прекращения полномочий депутата местного?

    Ответ: Основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша являются:
    1) подача им письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выходе из фракции;
    2) выход из гражданства, утрата гражданства Кыргызской Республики, выявление факта наличия иного гражданства либо приобретение иного гражданства;
    3) переход на работу или неоставление им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий;
    4) избрание его депутатом другого кенеша;
    5) прекращение членства депутата в местном сообществе соответствующей административно-территориальной единицы;
    6) признание выборов недействительными;
    7) выезд на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики;
    8) признание судом депутата недееспособным или безвестно отсутствующим, а также объявление его умершим;
    9) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    10) отсутствие на заседаниях местного кенеша без уважительных причин более четырех раз в течение одного года;
    11) смерть депутата.

  6. Вопрос:
    Могут ли органы исполнительной власти местного самоуправления получить бюджетную ссуду из Республиканского бюджета?

    Ответ: Органы исполнительной власти местного самоуправления могут получить бюджетную ссуду из Республиканского бюджета, за исключением:
    Органам местного самоуправления запрещается осуществлять заимствования, в случае если обязательства по обслуживанию общего муниципального долга, включая предстоящие долговые обязательства, превышают 20 процентов годового объема доходов органов местного самоуправления, без учета средств, привлеченных в результате займов и межбюджетных трансфертов.

  7. Вопрос:
    Понятие защищенных статей и классификация?

    Ответ:
    Под защищенными статьями понимаются статьи экономической классификации расходов, рекомендуемые для финансирования в первоочередном порядке и не подлежащие сокращению, к ним относятся такие как: заработная плата, взносы в Социальный фонд, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения, приобретение продуктов питания, пособия по социальному обеспечению, пособия по социальной помощи населению, стипендии.

  8. Можно ли досрочно прекратить полномочия депутатов местных кенешей?

    Ответ:
    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законами Кыргызской Республики в сфере местного самоуправления.

    (В редакции Законов КР от 15 октября 2004 года № 182, 20 июля 2016 года № 124, 26 июля 2018 года № 71)
    Досрочное прекращение полномочий депутата по указанным в части 1 настоящей статьи основаниям осуществляется решением соответствующей территориальной избирательной комиссии, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.

    Соответствующая территориальная избирательная комиссия рассматривает вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата на основании соответствующего заявления или представления.

    Представление о досрочном прекращении полномочий депутата представляется соответствующей территориальной избирательной комиссии:

  9. Вопрос:
    Кто имеет право выдвижения кандидатуру на должность главы Айыл ОКМОТУ?

    Ответ: Право на выдвижение кандидатуры на должность главы Айыл Окмоту имеют депутаты (депутат) айылного кенеша, а также глава государственной администрации района – аким (далее – аким района).

  10. Вопрос:
    Могут ли кандидаты на должность главы АО не набравшие необходимого числа голосов вновь выдвигать свои кандидатуры?

    Ответ:
    Кандидаты на должность главы АО не набравшие необходимого числа голосов на повторном голосовании не имеют права вновь выдвигать свои кандидатуры.

  11. Вопрос: Должен ли отчитываться глава айыл окмоту о результатах своей работы на местных народных курултаях? чем курултай отличается от сходов?
    Ответ: в соответствии со ст.59 Закона КР «О местном самоуправлении», курултай местного сообщества проводится в целях учета широкого спектра общественного мнения и участия населения в решении важнейших вопросов организации его жизнедеятельности. На курултай могут выноситься вопросы социально-экономического развития территории, формирования местного бюджета, использования и развития муниципальной собственности. Решения курултая носят рекомендательный характер для соответствующего местного кенеша и рассматриваются местным кенешем и главой исполнительного органа местного самоуправления.
    Данная норма не ограничивает глав исполнительных органов местного самоуправления информировать население о результатах своей деятельности на курултае, соответственно главы исполнительных органов МСУ могут отчитываться на курултаях в том числе.
    Сходы проводятся с целью учета мнений членов местного сообщества по вопросам, имеющим важное значение, заслушивания и обсуждения информации депутатов местного кенеша и его исполнительных органов и являются менее масштабными, чем курултай.

  12. Вопрос: Кто имеет право выдвигать кандидатуру в депутаты местных кенешей?

    Ответ: Согласно статье 3 Закона КР «О выборах депутатов местных кенешей», депутатом местного кенеша вправе быть избран гражданин Кыргызской Республики, являющийся членом местного сообщества соответствующего айылного аймака (города), достигший 21-летнего возраста.

    Не имеют права быть избранными депутатами местных кенешей граждане КР, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы, а также лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке.

  13. Вопрос: В нашем айыл окмоту сессии айылного кенеша зачастую проводят в закрытом режиме. законно ли это?
    Ответ: В соответствии со ст. 30 Закона КР “О местном самоуправлении”:

    1. Сессии местного кенеша открыты для общественности. Каждый гражданин имеет право присутствовать на сессиях в соответствии с регламентом, утвержденным местным кенешем.

    2. Местный кенеш может принять решение о проведении закрытой сессии в случаях, если рассматриваемый вопрос относится в соответствии с законодательством к государственной тайне.

    3. Местный кенеш обязан предпринимать все меры по предварительному оповещению граждан о дате и повестке дня сессий, создавать условия для их доступа на сессии, а также доводить до сведения местного сообщества о принятых решениях.

  14. Вопрос: Как депутат должен поддерживать связь с избирателями? как сообщество может контролировать исполнение заявленных им предвыборных обещаний?

    Ответ: В соответствии с Законом КР “О статусе депутатов местных кенешей”, ст.13,14,15:

    Статья 13. Связь депутата с населением избирательного округа
    Депутат местного кенеша поддерживает постоянную связь со своими
    избирателями, регулярно информирует их о работе местного кенеша, о
    выполнении планов и программ экономического и социального развития,
    местных экологических программ, решений местного кенеша и наказов
    избирателей, принимает участие в организации исполнения законов,
    решений местного кенеша и его органов, в массовых мероприятиях,
    проводимых на территории избирательного округа, изучает общественное
    мнение, потребности населения, информирует о них местный кенеш,
    принимает другие меры по удовлетворению коллективных нужд и законных
    требований граждан.
    В своей работе в избирательном округе депутат опирается на помощь
    общественных комитетов и органов местного самоуправления, трудовых
    коллективов, органов объединений граждан.

    Статья 14. Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб
    граждан

    Депутат местного кенеша рассматривает поступившие к нему
    предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и
    своевременному решению, ведет прием граждан.
    Депутат может направлять полученные им предложения, заявления и
    жалобы в соответствующие органы, предприятия, учреждения и
    организации, которые обязаны рассмотреть их в соответствии с
    действующим законодательством и о результатах сообщить заявителю, а
    также депутату.
    Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и вносит свои
    предложения по их устранению в местный кенеш, в который он избран,
    государственные органы, органы объединений граждан, предприятиям,
    учреждениям и организациям.

    Статья 15. Отчеты депутата перед избирателями

    Депутат местного кенеша периодически, но не менее чем один раз в
    год, обязан отчитываться о своей работе и работе местного кенеша, в
    который он избран, перед избирателями и перед коллективами и
    объединениями граждан, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
    Отчет депутата может быть проведен в любое время по требованию
    коллектива или объединения граждан, выдвинувших его кандидатом в
    депутаты, а также по требованию собрания избирателей.
    Отчет депутата проводится на собраниях избирателей
    соответствующего избирательного округа, а также на собраниях
    (конференциях) трудовых коллективов, объединений граждан, выдвинувших
    его кандидатом в депутаты. О проведении отчета депутат информирует
    местный кенеш или в установленном порядке его органы.

  15. Вопрос: Что такое делегированные полномочия?

    Ответ: Делегированные полномочия это отдельные государственные полномочия передаваемые ОМСУ на основании закона или договора с одновременным устантановлением порядка государственного обеспечения условий передаваемых полномочий материалами и финансовыми средствами

  16. Вопрос: В чем суть местного самоуправления?

    Ответ: Суть МСУ это когда местные сообщества по своей инициативе и под свою ответственность решают свою судьбу, обеспечивают себе достойные человека уровень и качество жизни.

  17. Вопрос: В чем состоят этапы бюджетного процесса?

    Ответ: Бюджетный процесс КР состоит из следующих этапов:
    – составление проекта бюджета
    – рассмотрение проекта бюджета
    – утверждение бюджета
    – исполнение бюджета
    – составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета

  18. Вопрос:
    Может ли АО выделить денежные средства из бюджета АО в качестве частичной оплаты (субсидирования, со оплаты) за детей дошкольного возраста являющихся жителями данного АА, которые посещают частный детский садик?
    Ответ:
    Да может с согласия местного кенеша.

  19. Вопрос:
    Кому в случае досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша передается его мандат:

    Ответ:
    В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного кенеша его мандат передается следующему за избранными депутатами кандидату, получившему наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему многомандатному избирательному округу.

  20. Вопрос: Может ли председатель СООППВ быть депутатом айыльного кенеша?

    Ответ: Может, так как СООППВ являются общественными организациями. Они подотчетны местному сообществу. Отчитываются перед населением, но не перед кенешем.

  21. Вопрос: откуда айыл окмоту берут тарифы на вывоз мусора и за воду.?

    Ответ: Тарифы за использование воды и вывоз мусора устанавливает Местный кенеш, как представительный орган данного айыльного аймака. Также этот вопрос обсуждается на собраниях и сходах с населением.

  22. Вопрос: Что такое стратегическое планирование развития территории? Ответ: стратегический план развития региона-:это долгосрочное качественно определенное направление развития территории, косающееся ее предназначения и целевых ориентиров, позволяющее достичь поставленных целей. Можно утверждать, что стратегия выступает ключевым звеном процесса стратегического управления территорий.

  23. Вопрос: Что такое муниципальный заказ?
    Ответ: Муниципальный заказ это заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг оплачиваемые за счёт средств местного бюджета.

  24. Может ли айыл башчы работать одновременно учителем в школе где находится его село?
    Согласно Закону “О государственной гражданской службе и муниципальной службе” статьи 20 служащий имеет право:
    19) на занятие образовательной, экспертной, научной и иной творческой деятельностью в соответствующей профессиональной сфере, дополнительно оплачиваемой из средств, не запрещенных законодательством, по согласованию с руководителем.

  25. Что такое муниципалитет?
    Это триединство территории, живущего на ней населения и
    органа местного самоуправления

  26. На сколько лет в аренду выдаются земли ГФСУ?
    Есть ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июня 2007 года № 243, вот там можете посмотреть какие земли и на какой срок можно предоставлять. В основном на 5 лет, есть земли, которые можно и на 7 лет.

  27. В Законе о пастбищах (11-статья Использование средств за пастбищепользование,3-пункт) написано что, “Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая долю местного самоуправления, направляется в местный бюджет.” Нас интересует вопрос каков механизм поступления данной части в местный бюджет и сколько оно должно состовлять от общей суммы за пользование пастбищ, в процентах, и есть ли нормативные акты регулирующие данное положение закона?

    В часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая долю местного самоуправления – это есть доля земельного налога, которое направляется в местный бюджет. Если иное не предусмотрено решением айыльного кенеша. Нормативным актом регулирующий долю местного самоуправления от использования пастбищ является Налоговый кодекс КР.

  28. Может ли директор муниципального предприятия быть депутатом местного кенеша?
    Согласно Закону КР “О местном самоуправлении” статья 22.
    2. Депутатские полномочия также нельзя совмещать с должностью руководителя государственного или муниципального предприятия оказывающего услуги населению соответствующего айылного аймака или города за счет средств республиканского и местного бюджетов.

  29. Может ли один айыл окмоту дать денежные средства другому айыл окмоту.
    Да может, согласно Бюджетному Кодексу КР, статья 55 3. Целевые трансферты из местного бюджета предоставляются другому местному бюджету нормативным правовым актом местных кенешей.

  30. Есть ли в законе порядок отсрочки по уплате арендной платы земель ГФСУ, в связи с не урожайностью?

    В налоговом кодексе в статье “344. Льготы по земельному налогу” 1. Если иное не предусмотрено настоящим разделом, освобождаются от уплаты земельного налога за пользование придомовыми, приусадебными и садово-огородными участками:1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, принимавшие участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и в других странах, участники ликвидации аварии Чернобыльской АЭС, а также инвалиды с детства, инвалиды I и II групп; 2) члены семей военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей, включая детей до совершеннолетия; 3) физическое лицо, достигшее пенсионного возраста; 4) физическое лицо, имеющее 4 и более несовершеннолетних детей. 2. Местные кенеши имеют право предоставить полное или частичное освобождение от уплаты земельного налога по сельскохозяйственным угодьям на срок до 3 лет в случаях, когда землепользователь понес материальные убытки вследствие непреодолимой силы. 3. Местные кенеши имеют право предоставлять освобождение от уплаты земельного налога по землям населенных пунктов и землям несельскохозяйственного назначения для предприятий, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, подлежащим льготному налогообложению, установленным статьей 159-1 настоящего Кодекса. Предельный срок применения настоящей части 5 лет с правом последующего продления до 10 лет в зависимости от размера выручки от реализации и суммы уплаченного подоходного налога.

  31. Суроо: Айылдык кенештин регламенти жонундо. Учурда 2003 жылда кабыл алынган 11 депутат болгондогу регламент бар, бирок ушул чакырылышта 21 депутат болду. Регламент бекитпей юстициядан откорбой сессия отуло берсе болобу? Регламент жонундо кенен маалымат берип койсонуздар. Регламентсиз кабыл алынган токтомдор жокко чыгарылышы мумкунбу?
    Жооп:
    Регламентинерди карап чыккыла, оңдөп түздөп койсоңор болот. Андай кылынбаса деле силердин жергиликтүү кеңеш чыгарган токтомдорду жокко чыгыры албайсыңар. Башка жөөлүү себептер болсо, мисалы биздин токтом кандай бир мыйзамга, кодекске карама кааршы келип калды деп сотко берсеңер токтомду жокко чыгарып беришет. А регламентке таяп жокко чыгаруу мүмкүн эмес, регламентти юстициядан бекитүүнүн кажети жок.

  32. Суроо: Биздин а/о 31депутут бар а/о башчылыгына 3талапкер.шайлоодо биринчи турдан канча голос алса 2тур болот 2 чи турга канча голос менен канча талапкер отот же бир эле талапкер озу калышы мумкунбу?
    Жооп: Сиздин сурооңузга КР Жергиликүү өз алдынча башкаруу жөнүндө мыйзамынын 49 беренеде. Айыл өкмөтүнүн башчысын шайлоонун, кызмат ордуна киришүүсүнүн жана кызмат ордунан бошотуунун тартиби, аттуу беренесинен окуй аласыңар: Эгерде: – катталган бир талапкер, депутаттардын добуштарынын зарыл болгон санын албай калса, кайра шайлоо өткөрүлөт; – эки талапкер катталса жана алардын бири да добуштардын зарыл болгон санын албай калса, добуштардын көбүрөөк санын алган бир талапкер боюнча добуш берүүнүн экинчи туру өткөрүлөт. Эгерде биринчи турда эки талапкер депутаттардын добуштарынын тең санын алып калса, кайра шайлоо өткөрүлөт; экиден ашык талапкер катталса жана алардын бири да депутаттардын добуштарынын зарыл болгон санын албай калса, добуштардын көбүрөөк санын алган эки талапкер боюнча добуш берүүнүн экинчи туру өткөрүлөт. Эгерде биринчи турда талапкерлердин бири добуштардын көбүрөөк санын алса, ал эми кийинки эки талапкер добуштардын тең санын алса, добуштардын көбүрөөк санын алган бир талапкер боюнча добуш берүүнүн экинчи туру өткөрүлөт. Эгерде биринчи турда эки талапкер добуштардын көбүрөөк тең санын алса, ал эми башка талапкерлер азыраак добуш алса, добуштардын көбүрөөк тең санын алган эки талапкер боюнча добуш берүүнүн экинчи туру өткөрүлөт. Эгерде биринчи турда бардык талапкерлер добуштардын тең санын алса, кайра шайлоо өткөрүлөт. Добуш берүүнүн ушул беренеде каралбаган натыйжаларын аныктоодо башка кырдаалдар келип чыккан учурда, кайра шайлоо өткөрүлөт. Эгерде талапкерлер үчүн дегенге караганда депутаттардын добуштарынын көпчүлүгү “бардык талапкерлерге каршы” позициясы үчүн берилсе, кайра шайлоо өткөрүлөт. Эгерде ушул Мыйзамда белгиленген мөөнөттөрдө бир дагы талапкер катталбаса, же болбосо катталган талапкерлер шайлоого катышуудан баш тартса, кайра шайлоо өткөрүлөт. Эгерде кайра шайлоого бир дагы талапкер катталбаса, же болбосо катталган талапкерлер шайлоого катышуудан баш тартса, кайра шайлоо өткөрүлөт, талапкерлерди депутаттар жана райондун мамлекеттик администрациясынын башчысы – аким көрсөтөт.

  33. Суроо: Ачык сессия өтүлгөн учурда сырттан келген жарандын укуктары тууралуу кененирээк маалымат берип койсонуз. Ал сессияга катышууга укуктуу болот жана талашып талкуу жаратууга укуктуубу?
    Жооп: Жергиликтүү кеңештин сессиялары коомчулук үчүн, эл үчүн ачык өтүүсү зарыл. Ар бир жаран жергиликтүү кеңеш тарабынан бекитилген Регламент ылайык жергиликтүү кеңештин бардык сессияларына жана туруктуу комиссияларынын жыйналыштарына катышууга укугу бар. Катышууну каалагандар үчүн чектөө коюлбайт. Жергиликтүү кеңеш, эгерде каралып жаткан маселе мыйзамга ылайык мамлекеттик жашыруун сырга тийиштүү болсо, жабык сессия жана туруктуу комиссиялардын жыйналышын өткөрүү жөнүндө чечим кабыл алышы мүмкүн. Жергиликтүү кеңеш сессиялардын датасы жана күн тартиби жөнүндө жарандарга алдын ала маалымдоо боюнча бардык чараларды көрүүгө, сессияга кирүү үчүн шарттарды түзүүгө, ошондой эле жергиликтүү кеңеш кабыл алган чечимдер жөнүндө калкты маалымдоого милдеттүү ( “ Жергиликтүү өз алдынча башкаруу жөнүндө” мыйзамдын 30-беренеси). Жергиликтүү кеңештин сессияларына жана туруктуу комиссиялардын жыйналыштарына катышкан жарандарга төрага сессиянын башталышында катышуунун жол-жоболорун жана сессиянын башынан аягына регламенти сактоону түшүндүрөт. Сессияга катышып жаткан адамдарга жыйналыш өтө турган жайдан өзүнчө орун бөлүнөт. Эгерде сессия жана туруктуу комиссиянын жыйналыштар залы бардык адамдарды батыра албаса, андай учурда жыйналышка төрагалык кылуучу атайын чечим кабыл алып, көп топтолгон адамдардын топторунун өкүлдөрүнүн кирип катышуусуна жол берилиши мүмкүн. Сессияга чакырылган жана ага катышып жаткан адамдар сессияга төрагалык кылуучунун уруксаты жок айыл кеңештин ишине кийлигишүүгө: сөз сүйлөөгө, билдирүү жасоого, өз пикири айтууга, комменетарий берүүгө укуктары жок. Болгону байкоочу же көрүүчү катары гана катыша алат.

  34. Суроо: Биздин айыл өкмөткө АЗС салабыз дегендер бар. АЗСтен жергиликтүү бюджетке кандай салыктарды төлөөгө милдеттүү болушат?
    Жооп: Биринчиден АЗСтен айыл чарба эмес жерлерине колдонулган жер салыгы түшөт (айыл чарба жерлерге караганда базалык ставкасы кыйла өйдө – көбүрөк төлөшөт), Салык кодекстин 339-беренесинде баардык маалымат бар (заправкалардын коэфициенти 10, ошондо он эсе көбүрөк төлөйт. Экинчиден, АЗС мүлк салыгын төлөйт, анткени анын мүлкү 2 группа мүлккө карап калат, Салык кодексинин 327-беренеде, баардык коэфициенттери көрсөтүлгөн. Үчүнчүдөн, АЗСте иштеген адамдардын айлык акысынан 10 % киреше салыгы силердин айылга түшүп турат. Жумушка биздин айылдын тургундарын аласыздар (конкурс менен деп койгула), биратоло жарандарыңарды дагы жумуш менен камсыз кыласыздар.

  35. Вопрос: Здравствуйте , за сколько дней до выборов глав местного самоуправления оповещается депутаты местных кенешей о кандидатах на главу. Кем и каком виде оповещаются?
    Ответ: Избрание главы А/О или мэра осуществляется в течении 10 дней с первой организационной сессии (где Вы выбирали спикера и делились на постоянные рабочие комиссии). Кого представлять в кандидаты на пост главы – решать Вам, выберите человека скажите ему иди сдавай в КыргызТест тест и неси сюда результаты. Как только ТИК назначит день выборов, местный кенеш должен сделать оповещение всем кандидатам чтоб пришли с программой: как они собираются улучшать ситуацию, какие законы использовать, механизмы и принципы. Позовите на сессию всех желающих послушать, особенно тех, кто является лидерами мнений. И после того как кандидаты расскажут о своих планах, тайным голосованием изберете главу. Тайное голосование это не то что Вы всех попросите выйти из зала – НЕТ. Наоборот, пусть все наблюдают за этим процессом, просто Вы берете заранее изготовленный бюллетень, идете в кабинку, ставите галочку и сложив бюллетень вдвое бросаете в урну. Оповещение о предстоящих сессиях, должен делать статсекретарь айыльного кенеша и в маленьких айылах – статсекретарь А/О.

  36. Вопрос: На сколько лет в аренду выдаются земли ГФСУ?
    Ответ: Есть ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 июня 2007 года № 243, вот там можете посмотреть какие земли и на какой срок можно предоставлять. В основном на 5 лет, есть земли, которые можно и на 20 лет, это богара и многолетние насаждения.

  37. Суроо: Садиктин заведующийи, мектеп директору местный кенешке депутат боло алабы? Эки ишти аркалай алабы?
    Жооп: Бала бакчанын жетекчиси менен мектептин директорлору өз ишинде айлык алып иштешет. Депутат бул коомдук иш, ал жерден айлык акы төлөнбөйт, ошондуктан өз ишинде дагы иштеп, элинин өкүлү болууга дагы мыйзам жол берет.

  38. Суроо: Айыл окмот болом деген талапкер, айылдык кенеште депутат озуно озу добуш береби? Же мандатын тапшырыш КЕРЕКБИ?
    Жооп: Айыл өкмөт болом деген талапкер депутат болсо, албетте өзүнө өзү добуш бере алат. Айыл аймактын башчысы болуп шайланып калса, мандатын тапшырат, анын ордуна эркек болсо кийинки эркек талапкер депутат болуп келет, айым болсо оордуна кийинки эң көп добуш алган айым келет.

  39. Суроо: Айыл окмот башчысын кимдер сунуштай алат, ушул боюнча маалымат берсениз.
    Жооп: Жергиликтүү өз алдынча башкаруу жөнүндө мыйзамынын 49-берене. Айыл өкмөтүнүн башчысын шайлоонун, кызмат ордуна киришүүсүнүн жана кызмат ордунан бошотуунун тартиби 1. Айыл өкмөтүнүн башчысы айыл кеңешинин депутаттары (депутаты) тарабынан көрсөтүлүүчү, ошондой эле райондук мамлекеттик администрациянын башчысы (мындан ары – аким) тарабынан сунушталуучу талапкерлердин ичинен жашыруун добуш берүү жолу менен айыл кеңешинин чакырылыш мөөнөтүнө айыл кеңешинин депутаттары тарабынан шайланат. Ушул мыйзамга ылаык, депутат, депутаттардын тобу, бардык депутаттык корпус жана аким сунуштаганга укугу бар. Акимдин сунушу үстөмдүк болот деп ойлобогула. Анын сунушу депутаттын сунушундай эле күчү бар.

  40. Суроо: Айыл окмот башчысы кыргыз тесттен отуусу керекби? Мумкун болсо так тиешелуу керектелуучу талаптарды жазып коюнуздарчы.
    Жооп: Жергиликтүү өз алдынча башкаруу жөнүндө иыйзамына ылайык, 48-берене. Айыл өкмөтүнүн башчысына коюлуучу талаптар 2. Айыл өкмөтүнүн башчысынын кызмат ордуна талапкер карым-катыштын бардык чөйрөлөрүндө кесиптик ишти жүзөгө ашыруу үчүн коммуникативдик компетенциянын деңгээлинде мамлекеттик тилди билүүгө тийиш, бул деңгээл Кыргыз Республикасынын Өкмөтү бекиткен “Кыргызтест” мамлекеттик тилди билүү деңгээлин аныктоо тутумунун талаптарына ылайык “ортодон жогорку” деңгээл катары мүнөздөлөт. Тилди билүү деңгээли мамлекеттик тилди билүү деңгээли тууралуу сертификат менен ырасталат. Мамлекеттик тилди билүү деңгээли тууралуу сертификат тестирлөөнүн жыйынтыктары боюнча мамлекеттик тилди билүү деңгээлине баа берүү чөйрөсүндөгү ыйгарым укуктуу мамлекеттик орган же мекеме тарабынан берилет. Айыл өкмөтүнүн башчысынын кызмат ордуна талапкердин мамлекеттик тилди билүү деңгээли тууралуу өз сертификатын аймактык шайлоо комиссиясына бербей коюусу, каттоодон баш тартууга негиз болуп саналат.

  41. Суроо: Муниципалдык кызматкер өргүүдө жүрүп, эмгекке жарамсыздык баракчасын алууга укуктуубу, эмгек кодексинде кандай каралган. Алдын ала рахмат.
    Жооп: Эмгек кодексине ылайык, 129-статья. Акы төлөнүүчү ар жылдык өргүүнү узартуу же которуу Акы төлөнүүчү ар жылдык өргүү төмөнкүдөй учурларда узартылышы мүмкүн: – кызматкер убактылуу эмгекке жарамсыз болсо;

  42. Суроо: Жашылдандыруунун 10 жылдык мөөнөтү өткөндөн соң кызыл китеп алса болобу кандай жолдору бар?
    Жооп: Кыргыз Республикасынын Өкмөтүнүн 2008-жылдын 17-июнундагы №306 токтому менен бекитилген Асылдуулугу төмөн айыл чарба жерлерин өздөштүрүүгө жана айыл чарба өндүрүшүн жүргүзүүгө берүүнүн тартиби жөнүндө ЖОБОнун негизинде ишке ашырылат. Өздөштүрүлгөн жер участогу пайдалануу мөөнөтү бүткөндөн кийин ушул Жобонун талаптарына ылайык менчикке берилсе болот.

  43. Суроо: Алдыда жергиликтуу шайлоодон кийин канча убакыттан кийин окмотту шайлоо болот? 2- суроом: коомдук бирикменин ОО нун жетекчиси же дыйкан чарбанын башчысы айыл окмоту боло алабы? Анткени муниципиалдык кызматта иштеген эмес.
    Жооп: Сиздин суроолоруңарга биринчи 2 сурооңузга, анан 1 сурооңузга жооп берели, анткени мыйзамда экөө ушинтип бирөөнүн артынан экинчиси жайгашкан. КР Жергиликтүү кеңештердин депутаттарын шайлоо жөнүндө мыйзамынын 48-берене. Айыл өкмөтүнүн башчысына коюлуучу талаптар 1. Жогорку билими жана мамлекеттик, муниципалдык кызматта иш стажы же билим берүү, саламаттык сактоо мамлекеттик мекемелеринде же жеке менчик формасындагы уюмдардын, мекемелердин жана чарбакер субъекттердин жетекчилик кызматтарында 2 жылдан кем эмес иш стажы бар, мамлекеттик тилди билген, аракетке жөндөмдүү Кыргыз Республикасынын жараны айыл өкмөтүнүн башчысы боло алат. 49-берене. Айыл өкмөтүнүн башчысын шайлоонун, кызмат ордуна киришүүсүнүн жана кызмат ордунан бошотуунун тартиби 2. Айыл өкмөтүнүн башчыларын шайлоо Борбордук шайлоо комиссиясы тарабынан жаңы шайланган айылдык кеңештин биринчи сессиясынын күнүнөн тартып 10 календардык күндөн кечиктирбестен дайындалат.

  44. Вопрос: Сколько положено главе айыл окмоту дней отпускных 28 или 30?
    Ответ: Согласно Закона КР “О государственной гражданской службе и муниципальной службе” Статья 38. Отпуск государственного гражданского служащего и муниципального служащего, говорится: 1. Служащему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в установленном законодательством порядке. 2. При стаже работы на государственной и муниципальной службе по совокупности более 5, 10, 15 и 20 лет оплачиваемый отпуск увеличивается соответственно на 2, 4, 6 и 8 календарных дней.

  45. Вопрос: Если на ранее выделенные земельные участки, данный момент не имеется подтверждающие документы может ли айыл окмоту ссылаясь на статью 13 Земельного Кодекса КР выдать новое распоряжение о выделение земельного участка в частную собственность данному лицу которому ранее был выделен земельный участок.
    Ответ:Это считается нарушением Закона. Лучше найти следы о ранее выданном распоряжении в архиве и выписать дубликат. Если следов о выделении не найдутся, то владельцу участка необходимо обратиться в суд о признании за ним права собственности на этот участок.

  46. Суроо: Айыл башчы 65 жашка толсо да иштеп жатат. Мыйзам бузуу үчүн ким жооп берет?
    Жооп: Айыл башчы – староста села болсо, анда ал иштей албайт. Эгер айыл өкмөттүн башчысы болсо – бул саясий кызмат, башчы шайланган мөөнөтү аяктамайын иштей берет. Саясий кызматтарга эмгек кодекстин чектөөлөрү жайылбайт.

  47. Вопрос: У нас сложилась такая ситуация: школы и сады находящийся на территории айылного аймака просят у айыл окмоту просит приобрести им канц и хоз товары. Как нам быть в данном случае?
    Ответ: Уважаемая Аселя здравствуйте, школы и сады находящиеся на территории вашего айылного аймака, все что связано с обучением должны финансироваться за счет республиканского бюджета (ст.50 Бюджетного кодекса КР). Из местного бюджета можно осуществлять расходы на содержание муниципальных предприятий – учреждений образования (ст.51 Бюджетного кодекса КР). Если ваш айыл окмоту не находится на дотации, то вы можете оказать помощь в приобретении канц и хоз товаров.

  48. Суроо: Таза-Сууга акчасын толобой жургон жарандарга кайсы законго, статьяга таянып кайрылуу кат жаз алабыз.
    Жооп: Ар бир ИСКАКБ ( ичүүчү сууну керектөөчүлөрдүн айылдык коомдук бирикмеси) абоненттер ( сууну колдонуучулар) менен түзүлгөн келишимдин негизинде ичүүчү сууга акча каражатын төлөөгө милдеттүү. Ал эми сууга болгон төлөнүүчү акы айылдык алгач кеңеш тарабынан , андан кийин монополияга каршы агенттигинен бекитилет эмеспи, эгер ушул көрсөтүлгөндөрдүн баары бар болсо түздөн-түз эле сот органдарына тийиштүү материалдарды топтоп кайрылууга болот. Бирок, ага чейин сууга төлөбөй жаткандарды жергиликтүү бийлик органдарына билдирип, биргелешкен аракеттерди, сүйлөшүүлөрдү жана түшүндүрүү иштерин жүргүзүү зарыл.

  49. Вопрос: По истечению скольких месяцев проводится оценка деятельности в местном самоуправлении, так как я новенький сотрудник и от оценки деятельности зависит мой коэффициент заработной платы.
    Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 29 Закона Кыргызской Республики “ О государственной гражданской и муниципальной службе”, оценка деятельности служащих проводится ежегодно по результатом деятельности служащего, с учетом квартальных оценок. В пункте 20 вышеуказанного закона указана, что квартальная оценка проводится в отношении служащих, проработавших не менее половины оцениваемого квартала.

  50. Вопрос: Может ли акимиат проводить аукцион в Айыл окмоту по землям ГФСУ.
    Ответ: На основании” ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий” утвержденного постановлением правительства Кыргызской Республики от 22 июня 20007 года № 243, где указана что органы местного самоуправления (айыл өкмөтү) осуществляют управление землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий в соответствии с настоящим Типовым положением. Соответственно по этому пункту данного НПА айыл өкмөтү проводит аукционы и конкурсы, а районная государственная администрация не имеет таких полномочий.

    1. Устав местного сообщества является нормативным правовым актом органов МСУ. Каждое местное сообщество должен иметь свой устав которое разрабатывается на основе законодательства КР. В уставе прописывается правила внутренней жизнедеятельности местного сообщества. Т.е. это документ местного сообщества, который определяет права, обязанности и порядок взаимоотношений между членами сообщества, между сообществом и айыл окмоту, депутатами местного кенеша. Устав принимается местным кенешем и проходит регистрацию в мин.юстиции.

  51. Cуроо: Биздин айыл өкмөтүнүн Жергиликтүү бюджетти бөлүштүрүүдө айыл өкмөттүн бухгалтери келет да мынча сумма бул жакка, баланча сумма бул жакка болунсун деп бат баттан эле бөлүштүрүп, ( заранее даярдап келип) бухгалтердин сөзүн түшүнмөк тургай угуп араң жетишкен депутаттар бухгалтердин айтканын колдоп эле кол көтөрүп бекитип коюшат. Ушу бюджетти бөлүштүрүунун жолу кандай, бухгалтер эле бөлүштүрүп коёбу же убакыт берүүсүн талап кылып ойлонуп туруп деле колдосо же өзгөртсө болобу депутаттар?
    Жооп: Азыркы учурда кандай жагдай түзүлүп калган. Жалпы мамлекетибизде 100 сом акча болсо, баардык жергиликтүү бюджеттерге (32 шаар + 452 айыл аймагы) 12 эле % каражат бөлүнөт. 88 % борбордон Каржы министрликтен чечилет. Ошентип баягы 12 % акча жергиликтүү бюджеттерде көпчүлүгү корголгон беренелерге колдонулат. Ал кайсы берене: айлык акы, соцфондке төлөм, коммуналдык чыгымдар. Өнүгүүгө же капиталдык статьяларга каражатты өзүн өзү баккан кана муниципалитеттер бара алышат. А бизде алар 20 % кана түзөт, 80 пайызы дотациялык, борбордун жардамы жок каржылана албайт. Ошондуктан, силер биринчи озүбүздү баккан айылга киребизби деп сурашыңар керек. Ошондо деле, бюджеттин проектисин алдын ала алып, эсебин чыгарып, кайсы багыт, эмне үчүн ушул жерге кетип жатат, кандай көрсоткүчтор бар деп суроо беришиңер керек. Дароо сессияга чыгарып кол кой дегени туура эмес.

  52. Суроо: Айыл окмотунун балансындагы тракторлорду жайыт комитетинен алып, айыл окмот алдындагы муниципалдык ишканага берууго мыйзам жол береби?

    Жооп: Айыл өкмөттүн мүлкүн кантип, качан жана кандай максатта пайдаланышы керектигин жергиликтүү кеңештин депутаттары чечишет. Муниципалдык ишканага бере турган болсо, аны ишеним (доверительное управление) башкаруу келишиминин негизинде берилет. Бул муниципалдык менчик жөнүндөгү мыйзамда каралган.

  53. Местный кенеш выразил недоверие главе айыл окмоту. Жители села не согласны с решением местного кенеша. Могут ли жители села отменить решение местного кенеша?

    1. Ответ: Жители села отменить решение местного кенеша не могут. Глава айыл окмоту сам в судебном порядке должен защищать свои интересы. А вы жители села не должны в последующем выбирать таких депутатов, которые не прислушиваются к Вашему мнению.

  54. Вопрос:
    Как должны отчитываться депутаты местного кенеша и сколько раз перед своими избирателями?
    Ответ:
    Депутат местного кенеша периодически, но не менее чем один раз в год, обязан отчитываться в своей работе перед своими избирателями. Порядок организации и проведениия отчета, периодичность предоставления избирателям, время работы с избирателями определяются решением местного кенеша или Регламентом местного кенеша. Отчет депутата может быть предоставлен в любое время по требованию избирателей. Отчет озвучивается на собраниях, на общественных слушаниях, курултаях и иных мероприятиях избирателей. Отчет должен содержать сведения о работе депутата в местном кенеше в постоянных (временных) комиссиях; в избирательном округе; орешениях местного кенеша иходе их выполнения; о личном участии в обсуждении и исполнении решений местного кенеша; о личном иницировании вопросов,направленных на решение вопросов местного значения и их результатах и т.д.

  55. Вопрос: Айыл окмоту и айыл башчысы в чем разница. Айыл башчысы явлсяет ли муниципальным служащим? Кем избирается?
    Ответ: Согласно закону КР о МСУ – для решения вопросов местного значения отдельно расположенных населенных пунктов по решению местного кенеша могут вводиться должности айыл башчысы (староста айыла). Айыл башчысы выполняет функции, делегированные ему решением айыл окмоту, исходя из территориальных особенностей населенного пункта, установившихся обычаев и традиций. Айыл башчысы назначается руководителем исполнительного органа МСУ с согласия схода жителей соответствующей территории и является муниципальным служащим.

  56. Вопрос: В каких случаях распускается местный кенеш?

    Местный кенеш распускается в случаях:

    1) по решению, принятому не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша;

    2) Президентом по предложению Премьер-министра или ЦИК в случаях, предусмотренных Законом КР “О местной государственной администрации”;

    3) в случаях реорганизации, влекущей изменение границ соответствующей административно-территориальной единицы;

  57. 16.06.2021.
    Вопрос: Айыл окмоту и айыл башчысы в чем разница. Айыл башчысы явлсяет ли муниципальным служащим? Кем избирается?
    Ответ: Согласно закону КР о МСУ – для решения вопросов местного значения отдельно расположенных населенных пунктов по решению местного кенеша могут вводиться должности айыл башчысы (староста айыла). Айыл башчысы выполняет функции, делегированные ему решением айыл окмоту, исходя из территориальных особенностей населенного пункта, установившихся обычаев и традиций. Айыл башчысы назначается руководителем исполнительного органа МСУ с согласия схода жителей соответствующей территории и является муниципальным служащим.

  58. Вопрос: В каких случаях распускается местный кенеш?

    Местный кенеш распускается в случаях:
    16.06.2021.
    1) по решению, принятому не менее двумя третями голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша;

    2) Президентом по предложению Премьер-министра или ЦИК в случаях, предусмотренных Законом КР “О местной государственной администрации”;

    3) в случаях реорганизации, влекущей изменение границ соответствующей административно-территориальной единицы;

  59. 16.06.2021.
    Вопрос:
    От чего зависит количество депутатов местных кенешей? Почему количество разное?

    Ответ:
    Количество депутатов зависит от численности населения территории. Например:
    городские и айылные кенеши (по численности населения административно-территориальной единицы по состоянию на 1 января года, в котором проводятся выборы согласно статистическим данным):
    до 6000 человек – 11 депутатов;
    от 6001 до 20000 человек – 21 депутат;
    от 20001 человек и выше – 31 депутат.
    кенеши городов Бишкек, Ош – 45 депутатов, так как являются городами республиканского значения.

  60. В нашем айыльном аймаке ведущий специалист по землеустройству, является также депутатом айыльного кенеша. Может ли он совмещать работу с депутатской деятельностью.
    Ответ:
    Согласно ст. 5 Закона КР “О статусе депутатов местных кенешей” депутат местного кенеша: не может состоять на государственной службе или иной муниципальной службе; депутат местного кенеша не может использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. Одно и то же лицо может быть депутатом лишь в одном айыльном, поселковом, районном или городском кенеше.

  61. Айылдык кенеш айыл окмотунун жумушчуларын алганга укуктуубу, кандай негиз бар.
    Жооп:
    КР “Мамлекеттик жарандык кызмат жана муниципалдык кызмат жөнүндө” мыйзамынын негизинде Айыл окмоттун кызматкерлери конкурс аркылуу жумушка киришет, жана эмгек кодексти бузунун аркылуу жумуштан чектетилет. Ушул мыйзамдын 33 беренесинде кызматкерлердин жоопкерчилиги жонундо да жазылган.

  62. 17.06.2021.
    Вопрос: Как можно понять прямое волеизъявление членов местного сообщества в решении вопросов местного значения?

    Ответ: Принятие решений по важнейшим вопросам местного значения, организации жизнедеятельности местного сообщества, иногда требует обсуждения с членами сообщества, учета их волеизъявления. Оно проводится в форме курултаев местного сообщества, собраний (сходов) граждан и других форм прямого волеизъявления.
    На курултае могут обсуждаться вопросы социально-экономического развития территории, формирования местного бюджета, использования и развития муниципальной собственности. Нормы, правила проведения курултая устанавливаются уставом местного сообщества.
    Собрания (сходы), общественные слушания проводятся с участием членов местного сообщества, проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села. Они проводятся с целью учета мнений членов местного сообщества по вопросам, имеющим важное значение, заслушивания и обсуждения информации депутатов местного кенеша и его исполнительных органов.

  63. 17.06.2021.
    Вопрос: Можете еще раз объяснить что такое бюджетная ссуда?
    Ответ: Бюджетная ссуда – средства, выделяемые из республиканского бюджета местному бюджету либо из одного местного бюджета другому местному бюджету на возвратной, срочной и безвозмездной основах. Бюджетные ссуды предоставляются на срок до 12 месяцев и должны быть погашены до конца бюджетного года, в котором они были предоставлены. Бюджетные ссуды предоставляются при финансовых затруднениях местных бюджетов.

  64. 17.06.2021.
    Вопрос: По исполнению местных бюджетов Айыл окмоту сколько раз должен отчитываться перед местным кенешем? А перед местным сообществом как должны отчитваться?
    Ответ: Согласно Бюджетном Кодексу КР – исполнительные органы местного самоуправления представляют на рассмотрение местных кенешей ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении местных бюджетов. А перед местным сообществом организуют и проводят общественные слушания по проектам местных бюджетов совместно с местными кенешами.

  65. 17.06.2021.
    Вопрос: Как можно понять «муниципалитет»?
    В НПА КР понятие «муниципалитет» не используется, но используются термины связанные с муниципалитетом. Например, муниципальный служащий, муниципальная собственность, муниципальный заказ, муниципальные услуги и др.
    В мировой практике муниципалитет часто понимается как управление в городах, а у нас муниципалитет это неофициальное название административно-территориальной единицы.

  66. 18.06.2021.
    Вопрос: В выборах депутатов местных кенешей кто имеет право участвовать?
    Ответ: Согласно Закону «О выборах депутатов местных кенешей», в выборах депутатов местных кенешей имеют право участвовать граждане Кыргызстана, достигшие 18 лет и являющиеся членами местного сообщества соответствующего айылного аймака (города), в котором проводятся выборы.

  67. 18.06.2021.
    Вопрос: На сегодняшний день депутаты айылных кенешей за свою работу не получают заработную плату. Почему депутатам не выплачивают заработную плату?
    Ответ: Согласно Закону КР “О статусе депутатов местных кенешей” депутат айылного кенеша осуществляют свою депутатскую деятельность на общественных началах, продолжая работать на своей должности (рабочем месте), которую он занимал до избрания его депутатом айылного кенеша, если закон допускает эту должность или деятельность совмещать с депутатской деятельностью.
    В данном случае депутат получает заработную плату от основной своей профессиональной деятельности, на время проведения сессий работодатели обязаны предоставлять депутату возможность отлучаться с места работы с сохранением его заработной платы.

  68. 18.06.2021.
    Вопрос: В каких случаях созываются внеочередные сессии айылного кенеша?
    Ответ: Для решения неотложных вопросов председатель айылного кенеша по своей инициативе или по предложению главы айыл окмоту, акима, одной трети от общего числа депутатов айылного кенеша вправе созвать внеочередную сессию айылного кенеша. Предложения о созыве внеочередной сессии айылного кенеша подаются в письменном виде с указанием вопросов, по которым предлагается созвать внеочередную сессию и кратким обоснованием необходимости ее созыва. Внеочередные сессии созываются не позднее, чем в 5-дневный срок со дня поступления предложения либо в иной срок, по усмотрению депутатов местного кенеша.

  69. 18.06.2021.
    Вопрос: Имеет ли право депутат местного кенеша проверять поступления доходов в местный бюджет?
    Ответ: Депутат местного кенеша имеет право в рамках депутатского запроса получить любую информацию, в том числе по поступлению доходов местного бюджета.

  70. 18.06.2021.
    Вопрос: Что такое муниципальная собственность?
    Согласно Закону КР “О муниципальной собственности на имущество”, муниципальная собственность – это собственность местных сообществ (местных жителей), находящаяся во владении, пользовании и распоряжении органов местного самоуправления (айыл окмоту, айылный кенеш, мэрия, городской кенеш), служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления.

  71. 18.06.2021.
    Вопрос: В представлении земель ГФСУ в аренду у органов МСУ какие полномочия?
    Ответ: Айылным кенешем устанавливаются конкретные сроки аренды и размеры земельных участков ГФСУ на территории айылного аймака, предоставляемых в аренду физическим и юридическим лицам.
    ГФСУ состоит из следующих категорий земель: поливные пашни, богара, многолетние насаждения и сады, являющиеся собственностью государства и переданные в управление органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют управление землями ГФСУ в соответствии с Земельным кодексом и Типовым положением «Об условиях и порядке предоставления в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий», утвержденным постановлением Жогорку Кенеша КР от 29 июня 2007 г.

  72. Суроо:
    Депутаттык стаж мамлекеттик стажга эсептелеби?

    Жооп:
    Ооба эсептелет. Депутаттык мөөнөттөгү жылдар эмгек стажы катары мамлекеттик да муниципалдык кызматка да эсептелинет.

  73. Суроо:
    Залогдогу жер участогун пайдаланууга болобу?

    Жооп:
    Ооба пайдаланууга укук бар. Сиз тескөө укугунан гана ажыраталасыз.

  74. Суроо:
    Муниципалдык менчикти менчиктештирүүгө болобу?

    Жооп:
    Мыйзам муниципалдык менчикти приватташтырууга жол берет. Бирок ал үчүн приватташтыруу планы бекитилүүсү жана башка процедуралык шарттар аткарылуусу керек.

  75. Суроо:
    Бийик тоолук шарттарындагы абал депутаттык стажга да эсептелеби?

    Жооп:
    Жок. Депутаттык стаж астрономиялык жыл менен гана эсептелет. Проценттик үстүктөр жок.

  76. Суроо:
    Эки айыл өкмөттүн ортосундагы жер участоктору боюнча талаштарды ким чечет?

    Жооп:
    Биринчи кезекте ошол айыл аймагынын өкүлчүлүктүү жана аткаруучу органдары тарабынан чечүүгө багытталган аракеттер жүргүзүлүүсү керек. Ал натыйжа бербеген учурда райондук администрация,облустук өкүлчүлүк же жогорку бийлике кайрылууга болот. Акыркы инстанция сот.

  77. Суроо:
    Айыл өкмөтү үй бүлөлүк конфликттерге кийлигишкенге укугу барбы?

    Жооп:
    Ооба. Учурдагы ченем укуктук актыларга ылайык, үй бүлөлүк зомбулукту болтурбоо аракети жергиликтүү маанидеги маселелерге киргизилген.

  78. Суроо:
    Рэс же башка электр тармагы ишканалары биздин жерлерди пайдалангандыгы үчүн аренда акы төлөшү керекпи?

    Жооп:
    Төлөшү мүмкүн эгер сервитут абалына туш келбесе. Ал эми сервитут абалында болгон учурда аренда төлөнбөйт. ( мажбурланган сервитут болгон учурда да ). Сервитут бул бирөөнүн укугунан пайдалануу деп түшүнүү керек.

  79. Суроо:
    Биз грант жазганбыз, жергиликтүү бийлик-(кошумча салым бере албайбыз, социалдык экономикалык өнүгүү планы гана киргизилген иш чаралар каржыланат ” дешти ал мыйзамдуубу?

    Жооп:
    Негизги мыйзамдарда (анын ичинде жаңы кабыл алынган бюджеттик кодексте) СЭӨ планы киргизилиши шартталган учурлар бар бирок андай шарттар бюджеттен сырткаркы инвестицияларды тартууга карата аныкталган эмес. Демек гранттык каражат тартууда Жергиликтүү кеңештин чечими менен каражат алууга болот.

  80. Суроо:
    Мектептин имаратынын бош жаткан жерин арендага алууга болобу?

    Жооп:
    Мектептин имараты муниципалдык менчик болгону менен мамлекеттик ыйгарылган фунцияны аткарат, ошол себептүү билим берүү мекемелеринин бош жаткан бөлмөлөрү билим берүүгө гана багытталган иш чаралар үчүн пайдаланылат.

  81. Суроо: Билим берүүчү мекемелердин жана муниципалдык ишканалардын жетекчилери жергиликтүү кеңештердин депутаттыгына ат салыша алабы? Жооп: Жергиликтүү кеңештердин депутаттарын шайлоо жөнүндө”…

  82. Вопрос: Кто может оказывать муниципальную услугу?
    Ответ: Муниципальную услугу может оказывать непосредственно орган МСУ или муниципальный служащий, муниципальное учреждение, специалист, который работает на основе контракта с органом МСУ и получает заработную плату из местного бюджета. муниципальную услугу в рамках аутсорсинга может предоставлять коммерческая или некоммерческая организация.

  83. Вопрос: Кто оплачивает муниципальную услугу предоставляемую на условиях аутсорсинга?
    Ответ: Муниципальная услуга на условиях аутсорсинга может предоставляться как на бесплатной так и платной основе. При этом если услуга бесплатная, то затраты компенсирует по себестоимости орган МСУ из местного бюджета. Если услуга платная, то оплачивает за услугу потребитель, но так как стоимость услуги устанавливается по себестоимости, то поставщик услуги не будет иметь прибыли. Поэтому на условиях аутсорсинга наиболее ожидаемо, что поставщиком услуги может стать некоммерческая организация, которая ставит своей целью не получение прибыли, а выполнение своей миссии и достижение целей, указанных в Уставе такой организации.

  84. Вопрос: Может ли услуга по оказанию ветеринарных услуг фермерам проживающим на территории айыльного аймака оказываться на бесплатной основе за счет местного бюджета?
    Ответ: Поскольку результатом ветеринарной услуги является получение фермером прибыли, то услуга должна быть платной. В настоящее время у большинства айыльных окмотов нет возможности содержать в штате ветеринарного врача. Поэтому орган МСУ объявляет открытый конкурс на предоставление ветеринарных услуг по ценам, утвержденным местным кенешом. При этом в себестоимости ветеринарных услуг определена заработная плата ветеринарного врача, но отсутствует рентабельность (прибыль).

  85. Вопрос: Какими критериями надо руководствоваться органам МСУ при отборе поставщика общественных услуг?
    Ответ: Основными критериями отбора поставщика общественных услуг являются:
    1. Предоставление услуги с наилучшим качеством.
    2. Способность максимально выполнить требования заказчика в лице органа МСУ.
    3. Предоставить услугу за наименьшую стоимость.

  86. Вопрос: Кто осуществляет отбор поставщика общественной услуги?
    Ответ: Отбор поставщика, на пример, коммунальной услуги осуществляет исполнительный орган МСУ на основе открытого конкурса. Положение о порядке проведения конкурса утверждается местным кенешом. Отбор же поставщиков для предоставления общественных (публичных) услуг осуществляется в рамках процедур государственных закупок. Поэтому поставщиками могут быть организации или физические лица, отвечающие требованиям процедур закупок.

  87. Вопрос: Каковы должны быть этапы организации услуги на местном уровне (вопросы местного значения)?
    Ответ: Рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий при организации услуг:
    1. Создать комиссию по организации услуги
    2. Выбрать приоритетную услугу
    3. Рассчитать стоимость услуги
    4. Выбрать поставщика услуги
    5. Разработать стандарт услуги
    6. Эффективно использовать муниципальную собственность для организации услуги
    7. Заключить договор с поставщиками услуг
    8. Определить источники финансирования услуги
    9. Внедрить общественный мониторинг качества оказываемых услуг

  88. Вопрос: Что должен включать в себя отчет депутата айылного кенеша?
    Ответ: Отчет депутата айылного кенеша может включать в себя следующие разделы:
    1. Персональные данные депутата айылного кенеша
    2. Информация об избирательном округе
    3. Выполнение предвыборной программы
    4. Исполнение наказов и запросов избирателей
    5. Нормативно-правовые акты, инициированные депутатом айылного кенеша ( или в группе депутатов), в том числе принятые постановлением айылного кенеша.
    6. Другие действия депутата айылного кенеша по исполнению депутатских полномочий ( участие в работе постоянных и временных комиссий, исполнение контрольных функций и другое)

  89. Вопрос: Как и какую оценку отчету депутата айылного кенеша могут давать избиратели?
    Ответ: Оценку со стороны избирателей по отчету депутата айылного кенеша рекомендуется давать по следующим характеристикам: “Неудовлетворительно” или “Удовлетворительно”.
    На встречах с избирателями по решению собрания оценка может проводиться как открытым, так и закрытым голосованием.
    При проведении открытого голосования участники голосования поочередно голосуют за каждый вариант оценки.
    При закрытом голосовании используются бюллетени с указанием возможных оценок. Для подсчета оценок выбирается счетная комиссия из числа участников собрания.
    По итогам голосования составляется протокол отчетной встречи с избирателями с указанием результатов оценки. Протокол с итогами оценки, в соответствии с положениями статьи 15 Закона “О статусе депутатов местных кенешей”, направляется с соответствующий местный кенеш.

  90. Коомчулук катары, бюджеттик коомдук угуулар жөнүндө угат болчубуз, бирок катышпай келгенбиз, ким уюштурат, жана канча жолу өтүлөт?

    Жооп: Коомдук угуулар – бул ачык талкуу формасындагы уюштуруу иш чарасы, кооомдук угууларды уюштуруучулар эрежелерин иштеп чыгууга тийиш. Коомдук угууларды жергиликтүү кеңештин регламентине ылайык маселе жергиликтүү кеңештердин отурумуна киргизилип жаткан маселе каралганга чейин жергиликтүү өз алдынча органынын буйругу түрүндө кабыл алынат.

  91. Вопрос: Имеют ли право антикоррупционные общественные советы проверять органы МСУ?
    Ответ: Нет, антикоррупционные общественные советы не имеют право проверять органы МСУ. Так как такой орган не входит в утвержденный постановлением Жогорку Кенешом КР “Об утверждении перечней уполномоченных государственных органов, имеющих право на проведение проверок деятельности ОМСУ” от 25 мая 2017 года №1618-VI перечень уполномоченных органов, имеющих право на проведение плановых и внеплановых проверок, контрольных проверок и перепроверок деятельности органов МСУ. В их число входят:
    1. Органы прокуратуры КР;
    2. Социальный фонд Министерства здравоохранения и социального развития КР и его территориальные органы;
    3. Государственная инспекция экологического контроля при Государственном комитете по экологии и климату Кыргызской Республики и ее структурные, а также региональные подразделения;
    4.Департамент профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидимиологического надзора Министерства здравоохранения и социального развития КР.

  92. Вопрос: Могут ли проверяющие органы проверять органы МСУ в вечернее время и в выходные и праздничные дни?
    Ответ: Нет, проверяющие органы не имеют права проверять органы МСУ в нерабочее время. Так в соответствии со статьей 24 Закона КР “О порядке проверок деятельности органов местного самоуправления” от 31 марта 2016 года, “проверяющие должностные лица обязаны проводить проверки только в рабочее время органов местного самоуправления”.

  93. Вопрос: В журнале учета проверок регистрируются только плановые проверки. Правомерен ли отказ проверяющих органов регистрироваться в данном журнале при внеплановых проверках?
    Ответ: Данный отказ от регистрации внеплановых проверок является нарушением установленных законодательством норм со стороны проверяющего органа/проверяющего лица. так согласно статье 15 Закона КР “О порядке проверок деятельности органов местного самоуправления” от 31 марта 2016 года, “до начала осуществления проверки должностное лицо уполномоченного государственного органа обязано произвести регистрацию проверки деятельности ОМСУ в книге учета проверок, которая находится в ведении ОМСУ”.

  94. Вопрос: Возможно ли ведение единой книги учета проверок проверяющими органами деятельности айылного кенеша и айыл окмоту?
    Ответ: Айылный кенеш и айыл окмоту могут иметь единую или отдельные книги учета проверок. Книга учета проверок ведется по форме, утвержденной Правительством КР. Решением руководителя органа МСУ назначается ответственное лицо за ее ведение и хранение.

  95. Вопрос: Допускается ли изъятие книги учета проверок у органа МСУ правоохранительными органами?
    Ответ: Изъятие книги учета проверок у органа МСУ запрещено. При необходимости, орган МСУ может предоставить заверенную выписку из книги учета проверок.

  96. Вопрос: Имеют ли право органы МСУ ( айыл окмоту, айыл кенеш) проверять деятельность частных компаний (АО, ОсОО, ИП и др. лиц) ведущих свою деятельность на территории айылного аймака?
    Ответ: Органы МСУ не имеют права проверять деятельность частных компаний (АО, ОсОО, ИП, ЧП). Так согласно постановлению Правительства КР “Об одобрении Перечня уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпринимательства” от 21 июля 2016 года №411, утвержден конкретный Перечень уполномоченных органов, имеющих право на проведение проверок субъектов предпримателльства, в числе которых органов МСУ нет.

  97. Вопрос: Существуют ли ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы?
    Ответ: Законом КР ” О государственной гражданской службе и муниципальной службе” от 30 мая 2016 года №75 ( в редакции закона КР от 28 июля 2017 года №162)” предусмотрены ряд ограничений, связанные с муниципальной службой. Так муниципальные должности не могут занимать лица:
    – не являющиеся гражданами Кыргызской Республики;
    – не отвечающие квалификационным требованиям, установленным для данной должности законодательством и соответствующим органом МСУ, осуществляющим прием на службу;
    – не достигшие совершеннолетия (18-ти лет);
    – признанное решением суда недееспособным, либо кому обвинительным приговором суда запрещено осуществлять деятельность в качестве служащего или занимать определенные должности муниципальной службы;
    – имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке.
    Также в статье 22 Закона КР ” О государственной гражданской службе и муниципальной службе” от 30 мая 2016 года №75 ( в редакции закона КР от 28 июля 2017 года №162)”, установлены ограничения, связанные с муниципальной службой, так муниципальному служащему запрещается:
    – состоять на государственной гражданской службе;
    – заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением следующих случаев: занятие образовательной, экспертной, научной и иной творческой деятельностью в соответствующей профессиональной сфере, дополнительно оплачиваемой из средств, не запрещенных законодательством, по согласованию с руководителем;
    – заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением в обмен за это любых выгод;
    – быть поверенным или иным представителем по делам третьих лиц в государственных органах и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами;
    – использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства и другое имущество, предназначенное только для служебной деятельности;
    – получать в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренные законодательством вознаграждения (денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно государственных органов или органов местного самоуправления и передаются в соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством;
    – создавать, участвовать или содействовать в какой-либо форме в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью и в служебное время; подчинение служебной деятельности партийным программам и решениям;
    – находиться на службе, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью лицам, находящимся с ним в близких родственных отношениях;
    – брать на себя обязательства и давать обещания, связанные с его службой, на которые он не уполномочен;
    – использовать свое служебное положение в целях решения вопросов, которые непосредственно затрагивают личные интересы самого служащего и его близких родственников;
    – организовывать забастовки, митинги, манифестации и другие мероприятия, которые препятствуют функционированию государственных органов и органов местного самоуправления, или участвовать в них;
    – разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей;
    – заниматься предвыборной агитацией в период референдумов и избирательных кампаний в служебное время;
    – входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих организаций и действующих на территории Кыргызской Республики их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством;
    – выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством и международными договорами;
    – публично осуждать действия вышестоящего органа или должностного лица, за исключением доказанных случаев причинения ими ущерба государственным, местным или общественным интересам.
    2. Установление факта несоблюдения предусмотренных настоящей статьей ограничений является основанием для применения к служащему мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
    3. Служащий после прекращения муниципальной службы в течение года не может:
    1) в интересах третьих лиц обращаться по месту своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию;
    2) действовать от имени физического или юридического лица по делам, входившим в его ведение в период его нахождения на службе, что дало бы дополнительные преимущества этому физическому или юридическому лицу.
    4. Служащий не может состоять в органах управления коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законами.
    5. Служащий, имеющий гражданство другого государства, не может занимать руководящие должности в государственных органах и органах местного самоуправления.

  98. Вопрос: В праве ли частные аудиторы (частные компании), приезжающие вместе с представителями районной прокуратуры, проверять органы МСУ, если фамилии этих аудиторов не указываются в предписаниях прокуратуры?
    Ответ: нет, лица не указанные в предписании в качестве уполномоченных проводить проверку, не имеют права проверять органы МСУ. Так согласно статье 13 Закона КР “О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления” от 31 марта 2016 года №32, “проверка деятельности органов местного самоуправления осуществляется должностными лицами уполномоченных государственных органов,, на основании решения (распоряжения, приказа, предписания) уполномоченного государственного органа. К проверке могут быть допущены только те лица, которые указаны в решении (распоряжении, приказе, предписании) уполномоченного государственного органа.

  99. Вопрос: Существуют ли какие-либо ограничения для проверяющих органов при проведении проверок органов МСУ, или же их полномочия не ограничены?
    Ответ: Да, законодательством о проведении проверок деятельности органов МСУ установлены определенные ограничения для уполномоченных государственных органов и их должностных лиц. Так в соответствии со статьей 5 Закона КР “О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления” от 31 марта от 2016 года №32 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2020 г. №54), “уполномоченным государственным органам и их должностным лицам запрещается:
    1) создавать препятствия муниципальным служащим и органам местного самоуправления в процессе проведения проверок для выполнения ими своих функций и полномочий;
    2) нарушать установленные сроки проведения проверки;
    3) требовать от органов местного самоуправления возмещения расходов, связанных с проведением проверки;
    4) требовать представления документов, информации, обследования объектов, имущества, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
    5) собирать, хранить, использовать и распространять информацию о деятельности органов местного самоуправления, полученную в нарушение законодательства Кыргызской Республики;
    6) распространять информацию, составляющую государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, полученную ими в результате проведения проверок, за исключением случаев, предусмотренных законами Кыргызской Республики;
    7) проверять выполнение органами местного самоуправления обязательных требований, установленных законодательством, если проверка соблюдения указанных требований не относится к компетенции уполномоченного государственного органа, осуществляющего проверку;
    8) осуществлять плановую или внеплановую проверку, инициированную анонимным заявлением, в котором не указаны данные заявителя (фамилия, имя, адрес места жительства);
    9) непосредственно при проведении проверки взимать в наличной форме административные штрафы и другие платежи с органов местного самоуправления. Все расчеты должны производиться через соответствующие расчетные счета и кредитно-кассовые учреждения;
    10) требовать или получать от органов местного самоуправления и их должностных лиц какое-либо вознаграждение за проведение проверки;
    11) использовать факт наличия нарушения законодательства, выявленный при проведении проверки, как основание для вмешательства в деятельность органов местного самоуправления;
    12) устанавливать дополнительные требования, касающиеся порядка и процедур проведения проверок, не предусмотренные настоящим Законом.

  100. Вопрос: При проведении внеплановых проверок должны ли проверяющие органы получать предписание для осуществления проверки деятельности органов МСУ?
    Ответ: Да, уполномоченные государственные органы осуществляют внеплановую проверку на основании решения (распоряжения, приказа, предписания) уполномоченного государственного органа после согласования с органами прокуратуры соответствующего района/города.
    Так согласно статье 8 Закона КР “О порядке проведения проверок деятельности органов местного самоуправления” от 31 марта от 2016 года №32 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.05.2020 г. №54), “внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводятся должностными лицами уполномоченных государственных органов согласно решению (распоряжению, приказу, предписанию) уполномоченного государственного органа после согласования с органами прокуратуры соответствующего района, города. Органы прокуратуры района, города при согласовании внеплановых проверок осуществляют надзор за законностью внеплановых проверок.
    Уполномоченный государственный орган направляет в органы прокуратуры соответствующего района, города запрос о проведении внеплановой проверки деятельности органов местного самоуправления до вынесения соответствующего решения (распоряжения, приказа, предписания) о проведении внеплановой проверки.
    В запросе о проведении внеплановой проверки должны быть указаны:
    1) дата начала и окончания осуществления проверки;
    2) наименование и местонахождение органа местного самоуправления, деятельность которого подлежит внеплановой проверке;
    3) предмет и основание проверки;
    4) перечень наименований нормативных правовых актов, соблюдение и исполнение которых будет проверяться;
    5) наименование уполномоченного государственного органа (территориального, структурного подразделения).
    Основаниями проведения внеплановых проверок являются:
    1) непосредственное обнаружение должностными лицами уполномоченных государственных органов достаточных данных, указывающих на наличие нарушений законодательства органом местного самоуправления, муниципальными служащими;
    2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц материалы, информация, содержащие данные, указывающие на наличие нарушений законодательства, совершенных органом местного самоуправления, муниципальными служащими;
    3) письменные обращения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие нарушений законодательства, совершенные органом местного самоуправления, муниципальными служащими.
    Обращения, заявления, не позволяющие установить фамилию, имя и адрес места жительства обратившегося в уполномоченный государственный орган, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
    Не допускается проведение внеплановых проверок различными уполномоченными государственными органами по одному и тому же предмету проверки до истечения одного года.
    Не допускается проведение внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления, кроме сведений и фактов, указанных в заявлениях, обращениях физических, юридических лиц, а также в материалах и информациях, поступивших в уполномоченный государственный орган.

  101. Вопрос: В условиях COVID-19 какие современные инструменты коммуникаций можно использовать для систематического информирования местного сообщества и обратной связи с населением айылного аймака?
    Ответ: Для эффективного информирования местного сообщества и обеспечения обратной связи с населением в вопросах о проводимых и выполненных мероприятий ОМСУ, оказываемых муниципальных услугах, о стратегических планах ОМСУ по развитию айылного аймака, о проекте местного бюджета, утвержденном местном бюджете и об освоении бюджетных средств возможно использования наряду с традиционными следующих современных инструментов коммуникаций:
    – Сайт,
    – WatsApp,
    -Facebook,
    -Instagram,
    -Twitter,
    -Telegram,
    -Одноклассники.ru,
    -LED экран,
    -Электронные баннеры.

  102. Вопрос: Кто может выступать поставщиком услуг культуры, спорта и досуга, входящих в вопросы местного значения?
    Ответ: Если данные услуги оказывает муниципальное учреждение в лице дома культуры, спортивного клуба, или специалист , получающий по контракту заработную плату из местного бюджета, то такого рода услуга будет являться муниципальной и должна быть внесена в местный реестр муниципальных услуг. Но поставщиком таких услуг может быть и частный предприниматель, коммерческая и некоммерческая организация, тогда услуга будет иметь характер коммерческой услуги и не подпадет под действие Закона КР “О государственных и муниципальных услугах”. Не смотря на то, что услуга будет носить коммерческий характер, орган МСУ имеет право регулировать определенные параметры предоставления услуг, чтобы обеспечить максимальный доступ к этой услуге гражданам. К примеру, в вопросах ценообразования, качества услуг, ответственности перед заказчиком в лице органа МСУ и потребителями услуг.

  103. Обновление личного автомобильного приспособления большое дело, к этого несомненно необходимо настроиться денежно, временами бывает, что на желанного машины вовсе не хватит финансов. Такой случай абсолютно не будет основания убегать от большой цели, потому что теперь существует специальное предложение – кредитование на ваше оформления автомобиля. Оформить машину ссуду – теперь вполне подходящий и рациональный альтернатива направиться своей идею. Через эту компании автокредит на авто с пробегом Вы сможет легко получить необходимую залог для приобретение авто, исходя из как фирма полностью ведет покупателей под руки по первых ступенях получения долга также работаем с большое количество банков-участников, каковы занимаются кредитования на автомобиль. Лично с нами ход регистрации кредита для покупки авто получит пару шагов, а все что должно быть от Вас от Вас – это утверждение документов также инструкация индивидуальных рекомендаций именно на указанном сайте. Переходите именно по линк и быстро станьте собственником долгожданного автомобиля за 1 час времени!

  104. Высококачественные алюминиевые отверстия плюс дверные проемы с фирменного исполнителя предоставляют шанс посетителям оформить абсолютно индивидуальный товар именно в требуемом количестве, потому наша компания готовы Вам предоставить несомненно качественный услуги на промышленного производства и снабжении окон также раздвижных дверей от городского разработчика. Именно на онлайн магазине нашей фирмы купить окна ПВХ Вы смогут рассмотреть изготавливаемый продукт нашей неповторимых дверей затем оформить окна и двери под личное дома, квартиру или большого многоквартирной жилья. Наша компания считается первым изготовителем, в которого клиенты без посредников сумеет купить пластик или алюминиевые проемы плюс фасадные двери, стекление антресоля, фасадные виды в дома, двойные вход концепции также иные типы стекления на личного жилья. Более приемлемых прайса без надбавок также диллеров мы делает нашим пользователям гибкую концепцию уценок в размере сорока пяти процентов, поэтому по нашем сайте покупатели имеют возможность купить окна также дверные проемы вовсе не только лишь по городу, но также в иную город страны.

  105. Разработка услуг касательно экологической консультации плюс аналогичная услуги, направлена на полевыми-экологическими изучениями либо разработкой проекта всевозможных направлений –это обязательная порядок, какая осуществляется только по закону и предоставляет исполнение предписаний касательно сбережению окружающей сферы. Фирма Сиблидер реализовывает полноценный спектр действий для теме природоохранения плюс гарантирует именно Вам лучшие предложение помощи касательно реализации целостного аспекта подготовки всех видов материалов и консультации на счет охраны экологии квалифицированными специалистами. Собственно на сайте указанной фирмы экологическая экспертиза иркутской области пользователи можете пролистать все полученные удостоверения и лицензии, еще и взять консультацию от опытных сотрудников либо работы, которые мы дает.
    Мы основательно обработаем данный дело затем предлагаем разумные методы решения любой заказа в короткие сроки, к плюс компания совершаем настоящее сопровождение юрилического лица от заключения и собственно к финишу сотрудничества. Заполняйте заявку на страничке и отдайте работу из мастеров в теме охраны среды которые клиентам помогают.

  106. какую информацию и данные могут проверять и просматривать бюджетная комиссия (депутаты местного кенеша)? И имеют ли они право просматривать первичную документацию муниципальных предприятий!

Comments are closed.